Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-40
Title Новая гипотеза об одной из ранних работ Бартоломео Монтанья, главы школы Виченцы.
Author email dezuanilaura@gmail.com
About author Де Зуани Лаура — Ph. D., исследователь. Падуанский университет, площадь Капитаниато, 7, Падуя, Италия, 35139.
In the section Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa166-5-40
Year 2016 Volume 6 Pages 387394
Type of article RAR Index UDK 7.034(450) Index BBK 85.14
Abstract

Статья посвящена художнику Бартоломео Монтанье (ок. 1452–1523), основателю ренессансной школы живописи Виченцы. Его ранние произведения рассмотрены в сравнении с работами Джанфранческо Сомайо и такого новатора, как Джованни Беллини. C последним Монтанья контактировал во время двух поездок в Венецию между 1469 и 1483 гг. В связи с работами 1480-х гг., свидетельствующими об освоении художником венецианского опыта и наследия Антонелло да Мессины, исследуется сложная история творческого содружества Бартоломео Монтаньи, мастера инкрустации Пьерантонио дельи Абати и архитектора Лоренцо да Болоньи. Сотрудничество между тремя мастерами началось во время строительства церкви Сан Бартоломео в Виченце. В конце столетия оно получило развитие благодаря важнейшим художественным мастерским Падуи. Для изучения первых лет творчества Бартоломео Монтаньи привлечены архивные материалы и использован метод стилистического анализа, что позволило сделать некоторые новые предположения о его заказчиках. Характеристика непростой историко-культурной ситуации, в которой работал мастер, предваряет анализ одной картины Монтаньи. Это его подписное произведение, которое датируют 1487 г. однако, по нашему мнению, оно не могло быть исполнено в это время. В статье высказана новая гипотеза по поводу сюжета картины (Мадонна с Младенцем, св. Себастьяном и св. Рохом), даты ее создания и необычного расположения подписи (на обороте картины). Предпринята попытка определить истинное место этого произведения в творчестве Монтаньи, чему немало поспособствовал недавно обнаруженный итальянской исследовательницей Мануэлой Барауссе архивный документ о шедевре Монтаньи в церкви Сан Бартоломео. Таким образом, статья демонстрирует, как произведение, казалось бы, имевшее точную датировку, может дать повод для большого исследования, позволяющего лучше понять многие аспекты творчества художника.

Keywords
Reference де Зуани Л. Новая гипотеза об одной из ранних работ Бартоломео Монтанья, главы школы Виченцы. // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 6. Eds: Anna V. Zakharova, Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 387–394. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-5-40
Publication Article language english
Bibliography
  • Avagnina M. T. (ed.) Pinacoteca civica di Vicenza, Dipinti dal 14. Al 16. Secolo. Cinisello Balsamo (Mi), Silvana Publ., 2003. 638 p. (in Italian).
  • Barbieri F. Pittori di Vicenza: 1480–1520; Bartolomeo e Benedetto Montagna, Giovanni Buonconsiglio, Giovanni Speranza, Francesco Verla, Marcello Fogolino, Girolamo di Stefano, Giacomo da Vicenza, Girolamo Dal Toso. Vicenza, Neri Pozza Publ., 1982. 78 p. (in Italian).
  • Barbieri F.; Preto P. Storia di Vicenza. L’età della repubblica veneta (1404–1797). Vicenza, Neri Pozza Publ., 1989. 417 p. (in Italian).
  • Bologna F. Antonello da Messina: Catalogue. Milano, Electa Publ., 2013. 169 p. (in Italian).
  • Borenius T. I pittori di Vicenza 1480–1550. Vicenza, Rumor Publ., 1912. 245 p. (in Italian).
  • Carroll E. Bartolomeo Montagna (1459–1523): Civic and Artist Identity in Early Sixteenth-Century Vicenza. Bloomington, Indiana University Publ., 2006. 408 p.
  • Castellini S. Descrizione della città di Vicenza dentro dalle mura. Vicenza, Tip. Staider Publ., 1885. 129 p.
  • Dani A. Opere d’arte di Magrè. Vicenza, 1963. 8 p. (in Italian).
  • De Boer W. H. Marco Boschini. I gioieli pittoreschi : virtuoso ornamento della città di Vicenza; cioè l’endice di tutte le pitture pubbliche della stessa città; Venetia MDCLXXVI. Firenze, Centro Di Publ., 2008. 503 p. (in Italian).
  • Fasolo G. Guida del Museo Civico di Vicenza. Vicenza, Tip. Commerciale Publ., 1940. 194 p. (in Italian).
  • Fochesato R. (ed.) Santa Chiara in Vicenza: complesso monumentale e istituto palazzolo: storia e restauro. Vicenza, Aeditecne Publ., 2002. 288 p. (in Italian).
  • Forzatti Golia G. Un pellegrino nella terra di Voghera. San Rocco di Montpellier. Selci-Lama (Pg), Editrice Pliniana Publ., 2011. 126 p. (in Italian).
  • Galassi M. C. Il disegno svelato. Progetto e immagine nella pittura del primo Rinascimento. Nuoro, Ilisso Publ., 1998. 150 p. (in Italian).
  • Galassi M. C. Indagini sul disegno sottostante di Bartolomeo Montagna: precisazioni sulla prima attività. Arte Veneta, 2001, 55, pp. 103–112 (in Italian).
  • Gilbert C. Puppi Lionello: Bartolomeo Montagna. The Art Bulletin, 1967, 49, pp. 184–189.
  • Guerrini P. Le cronache bresciane inedite dei secoli XV–XIX trascritte e annotate da Paolo Guerrini, vol. 1. Brescia, Brixia Sacra Publ., 1922. 409 p. (in Italian).
  • Le Goff J. Per una storia delle malattie. Bari, Dedalo Publ., 1996. 407 p. (in Italian).
  • Lorenzoni G. Lorenzo da Bologna. Venezia, Neri Pozza Publ., 1963. 129 p. (in Italian).
  • Lucco M. (ed.) La pittura nel Veneto, Il Quattrocento, vol. 2. Milano, Electa Publ., 1990. 784 p. (in Italian).
  • Lucco M. Antonello da Messina. L’opera completa: Catalogue. Cinisello Balsamo (Mi), Electa Publ., 2006. 383 p. (in Italian).
  • Lucco M. Bartolomeo Cincani detto Montagna: dipinti. Treviso, Zel Publ., 2014. 471 p. (in Italian).
  • Mantese G. Memorie storiche della chiesa vicentina, vol. III/2 (dal 1404 al 1563). Vicenza, Neri Pozza Publ., 1964. 1128 p. (in Italian).
  • Nielsen K. U. Bartolomeo Montagna und die venezianische Malerei des späten Quattrocento. Munich, München University (Diss.), 1995. 276 p. (in German).
  • Ottino Della Chiesa A. La Galleria dell’Accademia Carrara in Bergamo: con l’elenco delle opere. Milano, Alfieri & Lacroix Publ., 1964. 84 p. (in Italian).
  • Prodi P.; Johanek P. (eds.) Strutture ecclesiastiche in Italia e in Germania prima della Riforma. Bologna, Il Mulino Publ., 1984, pp. 312–351 (in Italian).
  • Pugliese O. (ed.) Venezia e la peste 1348–1797: Catalogue. Venezia, Marsilio Publ., 1980. 380 p. (in Italian).
  • Puppi L. Bartolomeo Montagna. Vicenza, Pozza Publ., 1962. 188 p. (in Italian).
  • Rigon A.; Vauchez A. (eds.) S. Rocco. Genesi e prima espansione di un culto: Acts. Bruxelles, Société des Bollandistes Publ., 2006. 324 p. (in Italian and English).
  • Rossi M. (ed.), La pittura e la miniatura del Quattrocento a Brescia: Acts. Peschiera Borromeo (Mi), Vita e Pensiero Publ., 2001. 165 p. (in Italian).
  • Tomasini F. Theatro genealogico delle famiglie nobili di Vicenza. Venezia, 1677 — Bologna, Forni Editore Publ., 1976. 95 p. (in Italian).
  • Treccani G. Storia di brescia. Vol. 2: La dominazione veneta (1426–1575). Brescia, Treccani Publ., 1963. 1123 p. (in Italian).
  • Turchini A. (ed.) Lo straordinario e il quotidiano. Ex voto, santuario, religione popolare nel bresciano. Brescia, Grafo Edizioni Publ., 1980. 441 p. (in Italian).
  • Valagussa G. (ed.) I grandi veneti da Pisanello a Tiziano, da Tintoretto a Tiepolo. Capolavori dell’Accademia Carrara di Bergamo. Cinisello Balsamo (Mi), Electa Publ., 2010, pp. 61–62 (in Italian).
  • Ventura A. Nobiltà e popolo nella società veneta del ‘400 e ‘500. Bari, Laterza Publ., 1964. 490 p. (in Italian).
  • Von Hadeln D. (ed.) Carlo Ridolfi. Le Maraviglie dell’Arte, overo le Vite de gl’illustri pittori veneti e dello stato. Roma, Soc. Multigrafica Ed. SOMU Publ., 1965. 442 p. (in Italian).