Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-3-26
Title Западные мотивы и формы в поствизантийской живописи Московии. Предварительные размышления.
Author email transfiguration79@mail.ru
About author Преображенский Александр Сергеевич — кандидат искусствоведения, доцент. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991.
In the section Древнерусское искусство DOI10.18688/aa166-3-26
Year 2016 Volume 6 Pages 252266
Type of article RAR Index UDK 75.046.3 Index BBK 85.143(2)
Abstract

Статья посвящена вопросу о западноевропейских влияниях на русскую живопись конца XV – XVI в. Западные компоненты русской архитектуры этого периода, а также архитектуры и живописи XVII в. хорошо изучены, но европейским мотивам, использовавшимся русскими художниками до Смутного времени, посвящено очень мало исследований. Эта работа не претендует на освещение всех аспектов проблемы. Ее цель — обозначить хронологические рамки процесса заимствований, активизировавшегося примерно с 1530-х гг., способы интерпретации заимствованных мотивов, которые иногда влияли только на иконографию, но довольно часто преобразовывали стиль живописи, имевший византийские истоки, и стилистическую природу применявшихся форм. Русские мастера, как правило, использовали не мотивы итальянского искусства эпохи Возрождения, а архаичные позднеготические формы, формы искусства Северной Европы, а также поствизантийские произведения, которые воспринимались как православные, но могли включать западные (готические или проторенессансные) компоненты иконографии и стиля. По-видимому, в России XVI в. западные и возрождаемые палеологовские формы использовались как средства создания нового эмоционального стиля, отвечавшего особенностям религиозного сознания этого времени. Наряду с композициями, включающими западные мотивы, в русском искусстве конца XV – XVI в. существуют другие явления, которые можно считать результатами воздействия западной культуры. В их числе — новые варианты храмового интерьера, разработанные итальянскими архитекторами на службе у московских государей. Единое пространство новых храмов стало серьезным препятствием для создания росписей, обычных для византийской и более ранней русской традиции. Тем не менее со временем некоторые из этих церквей были украшены фресками, и «ренессансная» архитектура таких построек повлияла на систему декорации. Другие аспекты воздействия Запада на русское изобразительное искусство XVI в. еще предстоит изучить, однако в целом такие контакты можно расценивать как одно из важнейших свойств московской культуры позднего Средневековья. они раскрывают ее специфическую природу, во-первых, «имперскую», а во-вторых — родственную поствизантийской культуре греков и южных славян, которая с XV в. развивалась в диалоге с ренессансной Европой.

Keywords
Reference Преображенский А. С. Западные мотивы и формы в поствизантийской живописи Московии. Предварительные размышления. // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 6. Eds: Anna V. Zakharova, Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2016, pp. 252–266. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa166-3-26
Publication Article language russian
Bibliography
  • Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. — М.: Северный паломник, 2002. — 104 с.
  • Баталов А. Л. Ренессансная орнаментация в архитектуре эпохи Ивана Грозного // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники. — М.: Буксмарт, 2015. — С. 219–236.
  • Борисова Т. С. Гравюра на металле в русских рукописях XVI в. // Древнерусское искусство. Рус- ское искусство Позднего Средневековья: XVI век / отв. ред. А. Л. Баталов. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — С. 440–455.
  • Бусева-Давыдова И. Л. Новые иконографические источники русской живописи XVII в. // Русское искусство позднего Средневековья. образ и смысл. — М., 1993. — С. 190–206.
  • Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. — М.: Индрик, 2008. — 394 с.
  • Вилинбахова Т. Строгановская икона конца XVI – начала XVII века. — СПб.: Аврора; Калининград: Янтарный сказ, 2005. — 96 с.
  • Воейкова И. Н. о приемах взаимосвязи живописного декора и архитектуры интерьера в древнерусских памятниках XI–XVII веков // Древнерусское искусство. XVII век. — М.: Наука, 1964. — С. 62–88.
  • Гамлицкий А. В. Библия Пискатора и проблема гравированных образцов в европейском искусстве XVI–XVIII столетий // Проблема копирования в европейском искусстве. Материалы научной конференции. 8–10 декабря 1997 г. Российская Академия художеств. — М., 1998. — С. 96–116.
  • Горматюк А. А. царский лик. Надгробная икона Великого князя Василия III / Исследование и реставрация одного памятника. Вып. 3. — М., 2003. — 120 с.
  • Грищенко А. Русская икона как искусство живописи. — М., 1917. — 266 с.
  • Дианова Т. В. Старопечатный орнамент // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 2. —М.: Наука, 1974. — С. 296–335.
  • Евсеева Л. М. «Св. образ» в XV–XVI вв. Иконографические типы и формы почитания // Спас Нерукотворный в русской иконе / Авт.-сост. Л. М. Евсеева, А. М. Лидов, Н. Н. Чугреева. — М.:оАо «Московские учебники и Картолитография», 2005. — С. 108–133.
  • Евсеева Л. М. Аналойные иконы в Византии и Древней Руси. образ и литургия. — М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2013. — 560 с.
  • Житие святителя Николая чудотворца. — М.: ооо «Фирма Актеон», 2009. — 488 с.
  • Зонова О. В. Стенопись Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. XVII век. — М.: Наука, 1964. — С. 110–137.
  • Зюзева С. Г. Итальянизированный орнамент на драгоценных предметах храмового убранства во второй половине XVI в. // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. — М.: Индрик, 2006. — С. 226–231.
  • Игошев В. В. Драгоценная церковная утварь XVI–XVII веков. Великий Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. — М.: Индрик, 2009. — 728 с.
  • Иконы Пскова. Изд. 3. Т. 1. — М.: Северный паломник, 2012. — 488 с.
  • Квливидзе Н. В. Западноевропейские источники иконографии «четырехчастной» иконы из Благовещенского собора // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции. 2008. — М.: Изд-во Московского университета, 2008. — С. 175–190.
  • Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. — СПб., 1910. — 216 с.
  • Лазарев В. Н. Искусство средневековой Руси и Запад (XI–XV вв.) // Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. — М.: Наука, 1978. — С. 227–296.
  • Лихачев Н. П. Историческое значение итало-греческой иконописи. Изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон. — СПб., 1911. — 223 + 51 с.
  • Лицевой сборник Чудова монастыря. — М.: ооо «Фирма Актеон», 2010. — 468 с.
  • Мельник А. Г. Интерьер московского Успенского собора как одна из важнейших парадигм в русском храмовом зодчестве XVI в. // История и культура Ростовской земли. 1994. — Ростов; Ярославль, 1995. — С. 124–133.
  • Мельник А. Г. О русских шестистолпных пятиглавых храмах XVI в. // Сообщения Ростовского музея. Вып. 10. — Ростов, 2000. — С. 193–252.
  • Муратов П. П. Русская живопись до середины XVII века // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 6. — М., 1913. — С. 5–408.
  • Неволин Ю. А. Новое о кремлевских художниках-миниатюристах XVI в. и составе библиотеки Ивана Грозного // Советские архивы. 1982. No 1. — С. 68–70.
  • Неволин Ю. А. Влияние идеи «Москва — Третий Рим» на традиции древнерусского изобразительного искусства // Искусство христианского мира. Вып. 1. — М., 1996. — С. 71–84.
  • Неволин Ю. А. откуда «приплыли» корабли в миниатюрах рукописей скриптория митрополита Макария // Макариевские чтения. Соборы русской церкви. Материалы IX Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 10. — Можайск, 2002. — С. 216–225.
  • Некрасова М. А. Новое в синтезе живописи и архитектуры XVII века (роспись церкви Ильи Пророка в Ярославле) // Древнерусское искусство. XVII век. — М.: Наука, 1964. — С. 89–109.
  • Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве. Иван Федоров. — М.: Книга,1964. — 404 с.
  • Немировский Е. Л. Гравюра на меди в русской рукописной книге XVI–XVII вв. // Рукописная и печатная книга. — М.: Наука, 1975. — С. 94–104.
  • Нечаев В. В. Нутровые палаты в русской живописи XVII в. // Русское искусство XVII века. Сборник статей по истории русского искусства до-петровского периода. — Л.: Academia, 1929. —С. 27–62.
  • Никитина Т. Л. Русские церковные стенные росписи 1670–1680-х годов. — М.: Индрик, 2015. —464 с.
  • Овчинникова Е. С. церковь Троицы в Никитниках. Памятник живописи и зодчества XVII века.— М.: Искусство, 1970. — 196 с.
  • Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. — М.: Наука, 1965. — 336 с.
  • Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40–70-х годов XVI в. — М.: Наука, 1972. — 208 с.
  • Подъяпольский С. С. К вопросу о своеобразии архитектуры московского Успенского собора //Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования / отв. ред. Э. С. Смирнова. —М.: Наука, 1985. — С. 24–54.
  • Попов Г. В. Рукописная книга Москвы. Миниатюры и орнамент второй половины XV – XVI столетия. — М.: Индрик, 2009. — 278 с.
  • Преображенский А. С. Тема коллективной молитвы в росписях собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV – начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. — М.: Северный паломник, 2005. — С. 229–245.
  • Преображенский А. С. Соборная молитва народа Божия. об одной группе сюжетов в русском искусстве XV–XVII веков и возможностях иконографического метода // Идея и образ. Принципы и методы изучения средневекового искусства стран православного мира. Тезисы докладов международной научной конференции 1–2 ноября 2005 года. — М., 2005. — С. 26–30.
  • Преображенский А. С. образ Богоматери «Моление о народе» в русском искусстве позднего Средневековья // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века. Сбор- ник статей памяти Виктора Михайловича Сорокатого / Труды цМиАР. Т. III. — М., 2008. — С. 51–88.
  • Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI – начало XVI века. — М.: Северный паломник, 2012. — 542 с.
  • Пуцко В. Г. четырехчастная икона Благовещенского собора и «латинские мудрования» в русской живописи XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. — М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. — С. 218–235.
  • Розанова Н. В. Памятники миниатюры московского круга первой половины XVI века // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV– XVI вв. — М.: Наука, 1970. — С. 258–274.
  • Роуленд Д. Две культуры — один тронный зал // Древнерусское искусство. Русское искусство Позднего Средневековья: XVI век / отв. ред. А. Л. Баталов. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — С. 188–201.
  • Ружицка-Брызек А. Росписи капеллы Казимира Ягеллона на Вавеле // Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К 1100-летию Пскова. — М.: Северный паломник, 2008. — С. 217–240.
  • Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 264 с.
  • Самойлова Т. Е. Путь в Святую землю. Корсунская легенда в росписи лоджии Архангельского собора и ее диалог с наружными фресками Благовещенского собора // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств Ред.-сост. А. М. Лидов. — М.: Индрик, 2009. — С. 633–670.
  • Сачавец-Федорович Е. П. Ярославские стенописи и Библия Пискатора // Русское искусство XVII века. Сборник статей по истории русского искусства допетровского периода. — Л.: Academia, 1929. — С. 85–108.
  • Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. — М.: Изд-во АН СССР, 1951. — 396 с.
  • Соколова Г. С. К вопросу о первоначальной росписи галерей Благовещенского собора Московского Кремля // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. 3. Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства. — М., 1980. — С. 106–137.
  • Трифонова А. Н. Новгородская басма // Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Стерлигова. — М.: Северный паломник, 2008. — С. 194–209.
  • Флайер М. К семиотическому анализу Золотой палаты Московского Кремля // Древнерусское искусство. Русское искусство Позднего Средневековья: XVI век / отв. ред. А. Л. Баталов. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — С. 178–187.
  • Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле. — М., 2003. — 416 с. “Post-Byzantine” Art: Orthodox Christian Art in a “Non-Byzantine” World? International Workshop. May 15–16, 2013. Central European University in Budapest. — Budapest, 2013. — 20 p.
  • Preobrazenskij A. La Sapienza si è construita una casa. Rappresentazioni architettoniche nell’iconographia russa // Il tempio, il palazzo, la città nell’icona russa. — Vicenza, 2006. — P. 9–47.
  • Różicka Bryzek A. Bizantyńsko-ruskie malowidła ścienne w kaplicy Świętokrzyskiej na Wawelu (1470) // Studia do dziejów Wawelu. T. 3. — Kraków, 1968. — S. 175–293.