Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-66
Title Реставрация полировки русской классицистической мебели. Мифы и реальность
Author email vtorbik@mail.ru
About author Торбик Владимир Сергеевич — кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой реставрации. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034
In the section Искусство XVIII–XIX веков в России: русский взгляд на классические традиции DOI10.18688/aa155-6-66
Year 2015 Volume 5 Pages 609616
Type of article RAR Index UDK 7.025.4 Index BBK 85.12
Abstract

Тема статьи имеет особую актуальность в связи с осуществляемой сегодня масштабной реставрацией художественной мебели. Предметы мебельного убранства постоянно требовали и требуют реставрационного вмешательства. Однако старинные технологии их изготовления недостаточно изучены. Отсутствие знания технологий отделки и характеристик отделочных материалов времени создания мебели приводит к искажению технологии при реставрации. А это в свою очередь влечет за собой существенное изменение цвета ее поверхностей. Настоящая статья основана на изучении архивных и библиографических источников, натурных и лабораторных исследованиях. Полученные результаты дают ответы на вопросы о причинах существенного изменения цвета мебели после современной реставрации. В научный оборот вводятся ранее не публиковавшиеся архивные документы. Автор приходит к выводу, что сами термины XIX в. — «полировка» и «лакирование» — не соответствуют их значению в настоящее время. Раскрыты значения этих терминов и суть связанных с ними технологических процессов. Выявлено ключевое значение использования масла и пемзы для полировки мебели Результаты исследования должны лечь в основу методики реставрации полировки мебели периода классицизма. Применение их на практике позволит уйти от искажения художественного облика предметов этого периода.

Keywords
Reference Торбик В. С. Реставрация полировки русской классицистической мебели. Мифы и реальность // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 5. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2015, pp. 609–616. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-66
Publication Article language russian
Bibliography
  • Алексеев-Алюрби Ю. В. Красочное сырье и краски, используемые в живописи. ‒ М.: Изд. Ковалец С. М., 2004. ‒ 308 с.
  • Волков П. Производство лаков. ‒ СПб.: Изд. ред. «Технический сборник» тип. братьев Пантелеевых, 1882. ‒ 332 с.
  • Полировка // Журнал мануфактур и торговли. ‒ 1826. ‒ № 9. ‒ С. 27‒34.
  • Регирер Е. И. Граммофонная пластинка. Звуковые качества, технология, общие сведения. ‒ М.-Л.: Госхимиздат, 1940. ‒ 752 с.
  • Рудольф Э. Опытный мастер окончательной художественной отделки деревянных работ. ‒ М.: Мысль, 1902. ‒ 160 с.
  • Сумароков П. П. Совершенный лакировщик, или Полное и подробное руководство к составлению и употреблению всякого рода лаков как спиртовых, так и скипидарных и масляных, содержащее в себе более ста лучших рецептов оным. С приобщением всех особливейших новейших и малоизвестных секретов, касающихся до приятного сего художества. – М.: [Б. и.], 1799. ‒ 260 с.
  • Торбик В. С. Реставрация мебели, спасенной от пожара Зимнего дворца 1837 года // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствознание. ‒ 2014. ‒ Вып. 1. ‒ С. 228‒238.
  • Торбик В. С., Курганов Н. С. Русская мебель под «крепкую водку» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствознание. ‒ 2014. ‒ Вып. 2. ‒ С. 189‒196.
  • Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона // Библиотека «Вехи»: Библиотека русской религиозно-философской литературы 2000‒2014. ‒ URL: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 07.03.2015).
  • Derry J. Investigating Shellac: Documenting the Process, Defining the Product. A Study on the Processing Methods of Shellac, and the Analysis of Selected Physical and Chemical Characteristics. ‒ Oslo: The Institute of Archeology Conservation and History, Faculty of Humanities, University of Oslo, 2012. ‒ 159 p.