Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-57
Title Триумфальная тема в творчестве Ивана Коробова и Ивана Мичурина. Интерпретация античной традиции в европейской архитектуре XVII — первой половины XVIII века
Author email sklimenko-marhi@yandex.ru
About author Клименко Сергей Васильевич — кандидат архитектуры, профессор. Московский архитектурный институт (государственная академия) (МАРХИ), ул. Рождественка, 11/4, корпус 1, стр. 4, Москва, Российская Федерация, 107031
In the section Искусство XVIII–XIX веков в России: русский взгляд на классические традиции DOI10.18688/aa155-6-57
Year 2015 Volume 5 Pages 519529
Type of article RAR Index UDK 72.035; 725.941; 7.034(460)7 Index BBK 85.11
Abstract

Статья посвящена работам архитекторов Ивана Коробова и Ивана Мичурина, выполненным ими к коронационным торжествам по случаю вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны. Анализируются созданные архитекторами в 1742 г. известные проекты триумфальных ворот в Москве. Они рассматриваются в контексте европейской архитектуры XVII – первой трети XVIII в. Предпринята попытка связать особенности этих сооружений с архитектурой подобных построек, создававшихся в Европе, и с собственным опытом знакомства русских мастеров с архитектурой Нидерландов, прежде всего с фламандским барокко, в период их обучения здесь в 1710–1720-е гг. Внимание также обращено на градостроительный контекст, в котором возводились триумфальные ворота в Европе и России. Ключевым выводом является тезис о том, что архитектура московских ворот может рассматриваться как одна из важных составляющих формирования стиля русской архитектуры второй трети XVIII в. — периода, предшествующего времени расцвета стиля барокко в том варианте, как он сложился прежде всего, в произведениях Франческо Бартоломео Растрелли.

Keywords
Reference Клименко С. В. Триумфальная тема в творчестве Ивана Коробова и Ивана Мичурина. Интерпретация античной традиции в европейской архитектуре XVII — первой половины XVIII века // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 5. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2015, pp. 519–529. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-6-57
Publication Article language russian
Bibliography
  • Вагеманс Э. Петр Великий в Бельгии. – М.: Гиперион, 2007. – 232 с.
  • Воронихина А. Н. Два альбома к триумфальным воротам 1742 года в Санкт-Петербурге // Сообщения
  • ГЭ. – Т. XLII. – Л.: Изд-во ГЭ, 1977. – С. 24–27.
  • Воронихина А. Н. Триумфальные ворота 1742 г. в Санкт-Петербурге // Русское искусство барокко. Мате-
  • риалы и исследования / Под ред. Т. В. Алексеевой. – М.: Наука, 1977. – С. 159–172.
  • Грабарь И. Э. Д. В. Ухтомский и московская архитектура середины XVIII века // История русского искус-
  • ства. Т. V. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – С. 245–249.
  • Зелов Д. Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII – первой поло-
  • вины XVIII века. История триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы. – М.:
  • УРСС, 2002. – 303 с.
  • Ильина Т. В., Римская-Корсакова Т. В. Андрей Матвеев. – М.: Искусство, 1984. – 319 c.
  • Клименко С. В. Архитектурная программа коронации императрицы Елизаветы Петровны 1742 года и Москва эпохи барокко // Архитектурное наследство. – Вып. 58. – 2013. – С. 123–134.
  • Клименко С. В. Нидерландские маршруты архитектурных учеников эпохи Петра I и стиль русской архитектуры 1720–1740-х годов // Исследования по истории архитектуры и градостроительства / Под общей ред. Д. О. Швидковского. – Вып. 3. – М.: ДПК «Пресс», 2012. – С. 185–217.
  • Маркова Н. Об истории создания коронационного альбома императрицы Елизаветы Петровны // Третьяковская галерея. 2011. – № 1 (30). – С. 4–21.
  • Михайлов А. И. Архитектор Д. В. Ухтомский и его школа. – М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1954. – 371 с.
  • Никольский К. Т. Триумфальные ворота в Москве у Казанского собора, устроенные Святейшим Синодом в царствования Петра I-го и Елизаветы Петровны // Известия Императорского русского археологического общества. – Т. IX. – Вып. 4. – СПб., 1879. – Стб. 329–354.
  • Пилявский В. И. Иван Кузьмич Коробов (материалы к изучению творчества) // Архитектурное наследство. – Вып. 4. – 1953. – С. 41–65.
  • Подольский Р. П. Иван Коробов // Советская архитектура: ежегодник. – Вып. 3. – 1952 / Академия архитектуры СССР; М. И. Рзянин (гл. ред.) и др. – М.: Госстройиздат, 1954. – С. 157–198.
  • Ракова А. Л. (авт.-сост.). Праздник — любимая игрушка государей. Торжества и празднества в европейской гравюре XVI–XVIII столетий из собрания Эрмитажа: каталог выставки. – СПб.: Изд-во ГЭ, 2004. – 223 с.
  • Тюхменева Е. А. Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века: проблемы панегирического направления. – М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 327 с.
  • Швидковский Д. О., Мусатов А. А., Халтурина Т. М. Москва первой половины XVIII века // Архитектурные ансамбли Москвы XV – начала XX века: принципы художественного единства / Т. Ф. Саваренская (ред.). – М.: Стройиздат, 1997. – С. 194–196.
  • Breedveldt Boer I. M. Tekenen en vasseren: Het bedrijf van Jan Peter van Baurscheit (1699–1768) en de architectuur in het tweede kwart van de achttiende eeuw (Dissertation). – Utrecht: Utrecht University Repository, 2003. – 390 p.
  • Dahlbergh E. Suecia antiqua et hodierna. No. 1–3: in 2 vols. – Stockholm — Paris, 1667–1716. – 354 pls.
  • Fischer von Erlach J. B. Entwurff Einer Historischen Architectur: in Abbildung unterschiedener berühmten Gebäude des Alterthums und fremder Völcker; umb aus den Geschicht-büchern, Gedächtnüß-münzen, Ruinen, und eingeholten wahrhafften Abrißen, vor Augen zu stellen. – Leipzig: Fischer von Erlach, 1725. – 248 S.
  • Jonge K. De. Le livret de l’Entrée du prince Philippe à Anvers par Cornelis Grapheus et Pieter Coecke, à Anvers en 1550 // Sebastiano Serlio à Lyon. Architecture et imprimerie / S. Deswarte-Rosa (éd.). – Lyon, Mémoire active, 2004. – P. 482–483.
  • Le triumphe d’Anuers, faict en la susception du Prince Philips, Prince d’Espaigne / La tres admirable, tres magnificque, et triumphante entree, du tres hault et tres puissant Prince Philipes, Prince d’Espaignes, filz de l’empereur Charles Ve, ensemble la vraye description des spectacles, theatres, archz triumphaulx, etc. lesquelz ont este faictz et bastis a sa tres desiree reception en la tres renommee florissante ville d’Anvers. Anno 1549. Premierement composee et descripte en langue latine, par Cornille Grapheus greffier de ladicte ville d’Anvers, et depuis traduicte en franchois. – Anvers: pour Pierre Coeck d’Allost par Gillis van Diest, 1550. – 134 p.
  • Thieme U., Becker F. Allgemeines Lexicon der bildenden Künstler. Von der Antike bis zur Gegenwart. – Leipzig, 1909. – Bd. 3. – S. 92–93.
  • Vijver D. van de. L’Оtude de la science architecturale. Formation d’un gentilhomme architecte russe en Brabant et en Hollande (1718–1727) // Cahiers du monde russe. – 2006. – Vol. 47(3). – P. 515–550.