Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-4-46
Title Рекомендации из античности: открытие классической иконографии в иллюстрациях к «Божественной комедии» эпохи треченто
Author email ponchiachiara1@gmail.com
About author Понкья Кьяра — Ph. D., научный сотрудник. Университет Падуи, Piazza Capitaniato 7, Падуя, Италия. 35139
In the section Античность на ребрах европейского Средневековья DOI10.18688/aa155-4-46
Year 2015 Volume 5 Pages 426432
Type of article RAR Index UDK 75.056 Index BBK 85.14
Abstract

После смерти Данте в 1321 г. «Божественная комедия» очень быстро стала одним из наиболее признанных произведений итальянской литературы и получила весьма широкое распространение. Начиная с первой половины XIV в. заказчики манускриптов требовали, чтобы текст сопровождался миниатюрами, изображающими путешествие Данте по загробному миру. В результате иллюстраторы столкнулись со сложной задачей оформления текста, не имевшего в прошлом иконографической традиции. Самым простым способом справиться с проблемой был поиск и использование наиболее подходящей иконографии из других источников. Автор статьи отмечает, что подобно тому, как Данте находил источник своей поэзии и в средневековой, и в античной традиции, так и иллюстраторы в поисках нужного образа пользовались не только современными им источниками. В некоторых случаях можно говорить об отголосках античных образцов для иллюстраций к «Божественной комедии».

Keywords
Reference Кьяра Понкья Рекомендации из античности: открытие классической иконографии в иллюстрациях к «Божественной комедии» эпохи треченто // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 5. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2015, pp. 426–432. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-4-46
Publication Article language english
Bibliography
  • Bianchi Bandinelli R. Hellenistic-Byzantine miniatures of the Iliad (Ilias Ambrosiana). Olten, Urs. Graf–Verlag Publ., 1955. 182 p.
  • Cecchi Gattolin E., Il santuario di Santo Stefano in Bologna, Modena, Poligrafico Artioli, 1976. 178 p. (in Italian).
  • Ciardi Dupré M. G. Miniatore bolognese (“Jacobus”?). Fioritura tardogotica nelle Marche: Catalogue. Milano, Electa Publ., 1998, no. 7, pp. 74–76 (in Italian).
  • Ciociola C. Dante, in La tradizione dei testi. Milano, Il sole 24 ore Publ., 2005, pp. 137–199 (in Italian).
  • Dante Alighieri. Commedia. Biblioteca Universitaria di Budapest: Codex italicus 1, 2 vols. Verona, Università degli Studi di Verona, 2006 (in Italian).
  • Demus O. Die Mosaiken von San Marco in Venedig, 1100–1300. Baden bei Wien, Rohrer, 1935. 107 p. (in German).
  • Farioli Campanati R. Sarcofago. Enciclopedia dell’Arte Medievale, vol. X. Roma, Istituto dell’Enciclopedia Italiana Publ., 1999, pp. 359–373 (in Italian).
  • Katzenstein R.; Savage-Smith E. The Leiden Aratea: ancient constellations in a medieval manuscript. Malibu, Calif, J. Paul Getty Museum Publ., 1988. 36 p.
  • Kessler H. L. Copies of the frescoes of S. Paolo fuori le Mura, Age of Spirituality. Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century: Catalogue. New York, The Metropolitan Museum of Art Publ., 1977, pp. 488–489.
  • Koshi K. Die Genesisminiaturen in der Wiener “Histoire Universelle” (cod. 2576). Wiener kunstgeschichtliche Forschungen, vol. 1. Wien, Holzhausen Publ., 1973. 56 p. (in German).
  • Mauro A. (ed.). El Codice de la Guerra de Troya. Libro de Estudios ( El Roman de Troie ). Saint Petersburg — Madrid, Russia National Library Publ. — A Y N Publ., 2004. 331 p. (in Spanish).
  • Medica M. La città dei libri e dei miniatori. Duecento. Forme e colori del Medioevo a Bologna: Catalogue. Venezia, Marsilio Publ., 2000. 426 p. (in Italian).
  • Medica M. Maestro degli Antifonari padovani. Dizionario biografico dei miniatori italiani. Secoli 9–16. Milano, Sylvestre Bonnard, 2004, pp. 447–448 (in Italian).
  • Pächt O. La miniatura medievale. Un’introduzione. Torino, Bollati Boringhieri Publ., 1987. 222 p. (original edition: Buchmalerei des Mittelalters. Eine Einführung. Monaco, 1984) (in Italian and German).
  • Salimbene C. La Tabula Capitolina. Bollettino dei Musei Comunali di Roma, 2002 (2003), no. 16, pp. 5–33 (in Italian).
  • Tikkanen J. J. Die Genesismosaiken von S. Marco in Venedig und ihr Verhältnis zu den Miniaturen der Cottonbibel. Nebst einer Untersuchung über den Ursprung der mittelalterlichen Genesis darstellung besonders in der byzantinischen und italienischen Kunst. Acta Societatis Scientiarum Fennicae, no. 17. Helsingfors, Druckerei der Finnischen litteratur-gesellaschaft Publ., 1889. 153 p. (in German).
  • Toneatto L. Corpus agrimensorum Romanorum. Vedere i Classici. L’illustrazione libraria dei testi antichi dall’età romana al tardo medioevo: Catalogue. Roma, F. lli Palombi Publ., 1996, no. 9, pp. 177–182 (in Italian).
  • Toniolo F. Il Maestro degli Antifonari padovani: prassi e modelli. Medioevo: le officine. Milano, Electa Publ., 2010, pp. 549–562 (in Italian).
  • Weitzmann K.; Bernabò M. The Byzantine Octateuchs The illustrations in the manuscripts of the Septuagint, 2 Oktateuch. Princeton, Department of Art and Archaeology, Princeton University Publ., 1999.
  • Wright D. H. Virgilio, Opere, Vedere i Classici. L’illustrazione libraria dei testi antichi dall’età romana al tardo medioevo: Catalogue, Roma, F. lli Palombi Publ., 1996, no. 1, pp. 141–149 (in Italian).