Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-89
Title Античные образы в современной станковой скульптуре России: проблема интерпретации
Author email evaksenia@gmail.com
About author Калугина Ольга Вениаминовна — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник, заведующая отделом истории русского искусства Нового времени. НИИ теории и истории изобразительных искусств, Российская академия художеств, ул. Пречистенка, 21, Москва, Российская Федерация, 119034
In the section Искусство XX–XXI веков. Лики классической древности в лабиринте современности DOI10.18688/aa155-8-89
Year 2015 Volume 5 Pages 801806
Type of article RAR Index UDK 7.027; 7.036(4) Index BBK 85.13
Abstract

Отечественная станковая пластика переживает период несомненного подъема и обновления средств выразительности. Тема традиции и осмысления культурного наследия занимает в этом процессе важное место. Встает вопрос о причинах и формах обращения мастеров к античному наследию, а ответ на него затрагивает фундаментальные основы ваяния как вида искусства, существование которого вне контекста греко-римской античности невозможно. Особенно важно учитывать опыт постмодернизма с его аллюзивностью и склонностью к прямому цитированию. Европейская художественная традиция Нового времени богата примерами переживания античности как базы для стилизации. Необходимо определить меру обращения к античному наследию. Оно может интерпретироваться на уровне темы, образных ассоциаций, оппонирования, игры, мифотворчества, иллюстрирования и т. д. Рассмотрены примеры из творческой практики ведущих современных скульпторов: Александра Рукавишникова, Сергея Мильченко, Леонида Баранова, Андрея Балашова и других. Большое значение имеет и определение жанровой специфики и соотнесения ее с жанром произведений античных мастеров.

Keywords
Reference Калугина O. B. Античные образы в современной станковой скульптуре России: проблема интерпретации // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 5. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2015, pp. 801–806. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-89
Publication Article language russian
Bibliography
  • Гюго В. Собор Парижской Богоматери. – М.: Художественная литература, 1958. – 464 c.
  • Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1985. – 283 с.
  • Калугина О. В. Некоторые особенности структуры образа в творчестве А. С. Голубкиной // Русское искусство Нового времени. – М.: Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, 2000. – Вып. VI. – 294 с.
  • Косарев А. Ф. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость. – СПб. – М: Университетская книга, ПЕР СЭ, 2000. – 304 с.
  • Краткий научно-атеистический словарь. – М.: Наука, 1964. – 644 с.
  • Мифы стран и народов мира: в 2-х тт. / Под ред. С. А. Токарева. – М.: Советская энциклопедия, 1992. – Т. 2. – 719 с.
  • Одноралов Н. В. Скульптура и скульптурные материалы. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – 221 с.
  • Ирмшер Й., Йоне Р. Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. – 704 с.
  • Хюбнер К. Истина мифа. – М.: Республика, 1996. – 448 с.
  • Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с франц. – М.: Академический проект, 2005. – 222 с.