Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-85
Title Апроприация античных образов в творчестве Джеффа Кунса
Author email kadares@gmail.com
About author Щетинина Наталия Владимировна — аспирант. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034
In the section Искусство XX–XXI веков. Лики классической древности в лабиринте современности DOI10.18688/aa155-8-85
Year 2015 Volume 5 Pages 768773
Type of article RAR Index UDK 7.036 Index BBK 85.03
Abstract

В статье рассматривается проблема апроприации в творчестве Дж. Кунса на примере серии работ Gazing Ball. Проанализированы изменения, которые претерпевают апроприированные образы античной классики, показаны проблемы взаимодействия этих образов с китчем. Внимание акцентировано не столько на факте апро- приации, сколько на разнообразии концептуальных путей, открывающихся в работах Дж. Кунса благодаря использованию указанного метода. Анализ показывает, что художник делает попытку симплификации искусства — отмены элитарности и внедрения истории искусства в массовую культуру. Он создает понятный язык, доступный массовому зрителю. Это некий искусствоведческий лексикон, представленный на доступном языке рекламы, китча и поп-культуры. Совмещая китч и традицию западноевропейского искусства, Кунс выдвигает на первый план проблему столкновения восприятия и знания. Элементы китча инициируют моментальное узнавание доступных образов. Зритель не испытывает беспокойства, когда видит понятные, знакомые и близкие ему вещи (предметы из супермаркета). Художник обращается к традиции античного искусства с учетом массового вкуса и способности зрителя понимать определенный набор знаков, циркулирующих в пространстве рекламы и масс медиа. Дж. Кунс целенаправленно обезвреживает информационно насыщенные классические образцы с помощью обыденного китчевого предмета и вносит их в контекст массовой культуры. Он создает некий устойчивый набор новых образов и формулирует традицию искусства в доступных терминах рекламы, китча и поп-культуры, что вызывает целую серию вопросов и проблем, связанных с сосуществованием традиционного и современного искусства.

Keywords
Reference Щетинина Н. В. Апроприация античных образов в творчестве Джеффа Кунса // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 5. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2015, pp. 768–773. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-85
Publication Article language russian
Bibliography
  • Андреева Е. Ю. Постмодернизм: искусство второй половины XX – начала XXI века. – СПб: Азбука-классика, 2007. – 488 с.
  • Рыков А. В. Основы теории искусства. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 113 с.
  • Томкинс К. Жизнеописания художников. – М.: V-A-C Press, 2013. – 272 с.
  • Buchloh B. H. D. Drawing Blanks: Notes on Andy Warhol’s Late Works // October. – 2009. – Vol. 127. – P. 3–24
  • Buskirk M. Commodification as censor // October. – 1992. – Vol. 60. – P. 82–109.
  • Cooke L. Jeff Koons. New York, Sonnabend Gallery // The Burlington Magazine. – 1989. – Vol. 131 – P. 246–247.
  • Crow T. The Absconded Subject of Pop // RES: Anthropology and Aesthetics. – 2009. – Vol. 55/56. – P. 5–20.
  • Evans D. Appropriation. – Cambridge Mass: The MIT Press, 2009. – 239 p.
  • Foster H. At the Whitney // London Review of Books. – 2014. – Vol. 36, no 15. – P. 22–23.
  • Foster H. Return of the Real: The Avant-garde at the End of the Century. – Cambridge Mass: The MIT Press, 1996. – 299 p.
  • Foster H., Krauss R., Buchloh B. H. D. and et. Art since 1900: modernism, antimodernism, postmodernism. – London: Thames & Hudson, 2012. – 816 p.
  • Jeff Koons: The Painter and the Sculptor. / Hollein M. (ed.). – Hamburg: Hatje Cantz, 2012. – 392 p.
  • Holzwarth H. W. Jeff Koons. – Cologne: Taschen, 2009. – 592 p.
  • Krauss R., Hollier D. and et. The Reception of the Sixties // October. – 1994. – Vol. 69. – P. 3–21.
  • McLuhan M. Understanding media. – New York: Routledge Classics, 2001. – P. 394.
  • Welchman J. Art After Appropriation: Essays on Art in the 1990s. – London: Routledge, 2001. – 312 p.