Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-78
Title Образ Афины в изобразительном искусстве и литературе модерна
Author email bartosh@academ.org
About author Бартош Наталья Юрьевна — кандидат филологических наук, заведующая кафедрой истории культуры гуманитарного факультета. Новосибирский государственный университет, ул. Пирогова, 2, Новосибирск, Российская Федерация, 630090
In the section Искусство XX–XXI веков. Лики классической древности в лабиринте современности DOI10.18688/aa155-8-78
Year 2015 Volume 5 Pages 711720
Type of article RAR Index UDK 7.035.93+821.111 Index BBK 85.03
Abstract

Анализ эволюции образа Афины на материале литературной (О. Уайльд, Вл. Соловьев, А. Блок) и иконографической (Э. Берн-Джонс, Ф. Штук, Г. Климт, К. Мозер и др.) традиции модерна позволяет наметить этапы происхождения и развития специфической для этой эпохи трактовки образа. Если в ранних произведениях модерна художники, чувствуя двойственную природу Афины, представляют богиню разума коррелятом горгоны Медузы, то позднее внимание уделяется символическому прочтению различных форм изображения богини, от андрогинного до гипертрофированно женственного. Анализ канонических атрибутов Афины позволяет делать вывод о двуприродности восприятия богини в модерне. Сложившийся в итоге образ стал отрицанием разума и гармонии в том виде, в каком они дошли из античности, отражая видение разума глазами нового века — разверзшейся бездны, познать которую способен только взгляд горгоны.

Keywords
Reference Бартош Н. Ю. Образ Афины в изобразительном искусстве и литературе модерна // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 5. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2015, pp. 711–720. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-78
Publication Article language russian
Bibliography
  • Бартош Н. Ю. «Хармид» Оскара Уайльда: эротическая поэма? // Вестник Пермского государственного университета. Серия: Российская и зарубежная филология. – Пермь: ПГУ, 2010. – Вып. 1 (7). – С. 59–66.
  • Бычков В. В. Вл. Соловьев и эстетическое сознание Серебряного века // Владимир Соловьев и культура Серебряного века: к 150-летию Вл. Соловьева и 110-летию А. Ф. Лосева. – М.: Наука, 2005. – С. 11–29.
  • Блок А. А. Собрание сочинений: в 6 тт. – М.: Правда, 1971. – Т. 1. – 480 с.
  • Гомер. Одиссея. – М.: Правда, 1984. – 319 c.
  • Ковалева О. В. О. Уайльд и стиль модерн. – М.: Едиториал УРРС, 2002. – 168 c.
  • Минц З. Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов. – URL: http://www.ruthenia.ru/mints/papers/neomifologich.html (дата обращения: 02.03.2015).
  • Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2 тт. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – Т. 1. – 671 с.
  • Перси У. Модерн и слово: стиль модерн в литературе России и Запада. – М.: Аграф, 2007. – 224 с.
  • Платон. Диалоги. – М.: Мысль, 1986. – 607 с.
  • Сарабьянов Д. В. Искусство модерна. – М.: Искусство, 1989. – 294 с.
  • Соловьев В. С. Собрание cочинений: в 12 тт. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1966–1970. – Т. 9. – 435 с.
  • Элиаде М. Избранные сочинения: Очерки сравнительного религиоведения. – М.: Ладомир, 1999. – 488 с.
  • Athena in the Classical World / S. Deacy, A. Villing (eds.). – Leiden: Brill, 2001. – 435 p.
  • Athena’s Shuttle: Myth, Religion, Ideology from Romanticism to Modernism / F. Marcucci, E. Sdegno (eds.). – Milan: Cisalpino, 2000. – 222 p.
  • Bisanz-Prakken M. Zum Gemalde ‘Pallas Athene’ von Gustav Klimt // Alte und moderne Kunst. – 1976. – Vol. XXI. – S. 8–11.
  • Comini A. Gustav Klimt. – London: Thames and Hudson, 1975. – 112 p.
  • Edward Burne-Jones, 1833–1898: un maître anglais de l’imaginaire: Catalogue d’exposition. – Paris: Réunion des musées nationaux, 1999. – 362 p.
  • Florman L. Gustav Klimt and the Precedent of Ancient Greece // The Art Bulletin. – 1990 (June). – Vol. 72. – No. 2. – P. 310–326.
  • Johnson J. M. Athena Goes to the Prater: Parodying Ancients and Moderns at the Vienna Secession // Oxford Art Journal. – 2003. – Vol. 26, no. 2. – P. 49–69.
  • Hunt P. Pallas Athene of Gustav Klimt: Eyes of a Goddess // Philolog. Classical connections — Сommentary and Critique. 2006. URL: http://traumwerk.stanford.edu/philolog/2006/07/gustav_klimts_pallas_athene_of.html (дата обращения: 02.03.2015)
  • Karentzos A. Femininity and ‘Neuer Mythos’ — Pallas Athena in Turn of the Century Art // Athena in the Classical World. – Leiden: Brill, 2001. – P. 257–272.
  • Kilinski K. Classical Klimtomania: Gustav Klimt and Archaic Greek Art // Arts Magazine. – 1979. – April. – P. 96–99.
  • Kilinski K. Classical Klimtomania: An Update // Arts Magazine. – 1982. – March. – P. 106–107.
  • Madsen S. T. Sources of Art Nouveau. – New York: Da Capo Press, 1975. – 488 p.
  • Wilde O. Complete Works / M. Holland (ed.). – Glasgow: Harper Collins, 1994. – 1268 p.
  • Wood C. The Life and Works of Sir Edward Burne-Jones. – New York: Stewart, Tabori & Chahg, 1998. – 160 p.