Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-77
Title Памятники античной архитектуры в пейзажах Мориса Дени конца XIX – начала XX века: в контексте дискуссии о классической традиции французского искусства
Author email polina_trusova@mail.ru
About author Трусова Полина Александровна — кандидат искусствоведения, методист. Государственный Эрмитаж, Дворцовая набережная, 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199000
In the section Искусство XX–XXI веков. Лики классической древности в лабиринте современности DOI10.18688/aa155-8-77
Year 2015 Volume 5 Pages 703710
Type of article RAR Index UDK 75; 7.036 Index BBK 85.14
Abstract

В статье рассматриваются пейзажи Мориса Дени конца XIX – начала XX в., в которых он обратился к изображению античных памятников Италии. Рубеж веков в художественной жизни Франции — время споров о выборе традиции-ориентира для современного искусства. Среди вариантов направления следования особое значение приобрела традиция классическая, по-разному толкуемая различными художественными и общественно-политическими силами. Морис Дени принимал активное участие в этой дискуссии, отстаивая свое понимание классической традиции. Рассмотренные в таком контексте итальянские пейзажи Дени дают возможность проследить развитие интереса Дени к культуре Античности, демонстрируют непосредственное восприятие художником античных памятников, помогают осмыслить дальнейший путь интерпретации этих образов в его творчестве. Эти пейзажные композиции Дени рассмотрены в статье в связи с развитием в конце XIX – начале XX в. его концепции классической традиции, которая имела большое влияние в художественной жизни Франции рубежа веков. Среди текстов, в которых Морис Дени развивал свои представления о классической традиции (1898–1912), следует назвать такие работы, как «Искусство Рима или классический метод» (“Les arts à Rome ou la méthode classique”, 1898), «Влияние Поля Гогена» (“L’influence de Paul Gauguin”, 1903), «Национальная реакция» (“La réaction nationaliste”, 1905), «Сезанн» (“Cézanne”, 1907), «От Гогена и Ван Гога к классицизму» (“De Gauguin et Van Gogh au classicisme”, 1909).

Keywords
Reference Трусова П. А. Памятники античной архитектуры в пейзажах Мориса Дени конца XIX – начала XX века: в контексте дискуссии о классической традиции французского искусства // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 5. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2015, pp. 703–710. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-77
Publication Article language russian
Bibliography
  • Дени М. От Гогена и Ван Гога к классицизму // Золотое руно – 1909. – № 5. – С. 63–69; № 6. – С. 64–68.
  • Кларк К. Пейзаж в искусстве. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 304 с.
  • Bouillon J.-P. Maurice Denis. – Genève: Skira, 1993. – 212 p.
  • Bouillon J.-P. Maurice Denis: Four Stages in the History of French Landscape, 1889–1914 // Framing France. The Representation of Landscape in France, 1870–1914 / R. Thomson (ed.). – Manchester — New York: Manchester University Press, 1998. – P. 119–146.
  • Denis M. Du symbolisme au classicisme. Théories. – Paris: Hermann, 1964. – 182 p.
  • Denis M. Journal. – Paris: La Colombe, 1957. – Vol. 1 (1884–1904). – 232 p. Vol. 2 (1905–1920). – 232 p.
  • Denis M. Le Ciel et l’Arcadie. – Paris: Hermann, 1993. – 242 p.
  • Denis M. Théories. 1890–1910. Du Symbolisme et de Gauguin vers un nouvel ordre classique. – Paris: L. Rouart et J. Watelin Éditeurs, 1920. – 286 p.
  • Maurice Denis: Catalogue de l’exposition: Maurice Denis, 1870–1943. Lyon — Cologne — Liverpool — Amsterdam, 1994–1995 / Bouillon J.-P. (ed.). – Ghent: Snoeck-Ducaju & Zoon, 1994. – 376 p.
  • Maurice Denis: Earthy Paradise. 1870–1943. Exposition 2006–2007. Catalogue / Bouillon J.-P. (ed.). – Paris: Réunion des Musées Nationaux, 2006. – 304 p.
  • McWilliam N. Action française, Classicism, and the Dilemmas of Traditionalism in France, 1900–1914 // Nationalism and French visual culture, 1870–1914 / J. Hargrove, N. McWilliam (eds.). – Washington: National Gallery of Art — New Haven — London: Yale University Press, 2005. – P. 269–291.