Title Дискурс эстетизма/тоталитаризма (К социополитической теории авангарда)
Author email anatoliy.rikov.78@mail.ru
About author Рыков Анатолий Владимирович — доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет. Университетская набережная, 7–9, Санкт-Петербург, Россия, 199034
In the section Западное искусство XX века и теория искусства
Year 2014 Volume 4 Pages 381391
Type of article RAR Index UDK 7.067.3 Index BBK 85.14
Abstract

Статья посвящена вопросам общей теории авангарда. Автор рассматривает примеры конвергенции эстетизма и тоталитарной парадигмы от Бодлера к Шерри Ливайн. Особое внимание уделяется «Гранд-Жатт» Сёра, «100 афоризмам» Франца Марка, фотомонтажу Джузеппе Терраньи на Выставке фашистской революции («Mostra della Rivoluzione Fascista», 1932) и «Хрустальному черепу» Шерри Ливайн (2010). Анализируя проблемы, связанные с происхождением авангарда и тоталитарного мышления, автор показывает сложную роль модернистских художников и теоретиков в формировании тоталитаризма. Концентрируясь на проблемах теории искусства Вальтера Беньямина, автор исследует вирулентные свойства эстетизма, его экстремистские и негативные аспекты. В статье рассматриваются точки взаимодействия между авангардом и политической сферой, политическое измерение эстетического мышления и эстетизма как его радикальной формы. Автор приходит к выводу, что эстетизм с его мифами и концепциями является важной частью как модернистского, так и тоталитарного проектов.

Keywords
Reference Рыков А.В. Дискурс эстетизма/тоталитаризма (К социополитической теории авангарда) // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 4. Eds: Svetlana V. Maltseva, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2014, pp. 381–391. ISSN 2312-2129.
Publication Article language russian
Bibliography
  • Бодлер Ш. Цветы зла. Обломки. Парижский сплин. Искусственный рай. Эссе, дневники. Статьи об искусстве. – М.: РИПОЛ классик, 1997. – 960 с.
  • Марк Ф. 100 афоризмов. Второй лик // Искусствознание. ‒ 2008. ‒ № 4. ‒ С. 287–313.
  • Рыков А.В. Искусство модернизма: основные принципы // Вестник СПбГУ. Сер. 2: История. ‒ 2011. ‒ № 4. ‒ С. 51–57.
  • Рыков А.В. К вопросу о происхождении и сущности «современного искусства» // Искусствознание. ‒ 2009. ‒ № 1–2. ‒ С. 110–132.
  • Рыков А.В. К вопросу о становлении модернистской парадигмы в искусстве ХIХ в. // Вестник СПбГУ. Сер. 2: История. ‒ 2013. ‒ № 3. ‒ С. 123–132.
  • Рыков А.В. Об историческом значении творчества Боттичелли: понятие эстетической формы // Вестник СПбГУ. Сер. 2: История. ‒ 2010. ‒ № 2. ‒ С. 115–122.
  • Рыков А.В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм». Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960–1990-х гг. – СПб.:Алетейя, 2007. – 376 с.
  • Рыков А.В. Проблемы формы и материала в современном искусстве // Вестник СПбГУ. Сер. 2: История. ‒ 2012. ‒ № 3. ‒ С. 115–122.
  • Antliff M. Avant-Garde Fascism: The Mobilization of Myth, Art, and Culture in France, 1909–1939. – Durham; London: Duke University Press, 2007. – 376 p.
  • Berman R.B. The Aestheticization of Politics: Walter Benjamin on Fascism and the Avant-garde // Modern Culture and Critical Theory: Art, Politics, and the Legacy of the Frankfurt School. – Madison: University of Wisconsin Press, 1989. ‒ P. 27–41.
  • Buchloh B.H.D. Figures of Authority, Ciphers of Regression: Notes on the Return of Representation in European Painting // October. ‒ 1984. ‒ Vol. 16. ‒ Spring. ‒ P. 39–68.
  • Buck-Morss S. Aesthetics and Anaesthetics: Walter Benjamin’s Artwork Essay Reconsidered // October. ‒ 1992. ‒ Vol. 62. ‒ Autumn. ‒ P. 3–41.
  • Clark T.J. Image of the People: Gustave Courbet and the 1848 Revolution. – London: Th ames and Hudson, 1999. – 208 p.
  • Griffi n R. Modernism and Fascism: Th e Sense of a Beginning under Mussolini and Hitler. – Houndmills; New York: Palgrave Macmillan, 2007. – 470 p.
  • Hewitt A. Fascist Modernism: Aesthetics, Politics, and the Avant-Garde. – Stanford: Stanford University Press, 1993. – 222 p.
  • Jameson F. Fables of Aggression: Wyndham Lewis, the Modernist as Fascist. – Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1979. – 190 p.
  • Lukacs G. The Destruction of Reason. – London: The Merlin Press, London, 1980. – 865 p.
  • Nochlin L. Seurat’s «Grande Jatte»: An Anti-Utopian Allegory // Critical Readings in Impressionism and Post-Impressionism. An Anthology / ed. by M.T. Lewis. – Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2007. ‒ P. 253–269.
  • Sayre R., Loewry M. Figures of Romantic Anti-Capitalism // New German Critique. ‒ 1984. ‒ Vol. 32. ‒ Spring-Summer. ‒ P. 42–92.
  • Sternhell Z. The Birth of Fascist Ideology: From Cultural Rebellion to Political Revolution. – Princeton: Princeton University Press, 1994. – 348 p.