Title Средневековый акваманил: оригинал и копия. Новый взгляд на атрибуцию акваманилов из коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина
Author email barekyan.k@gmail.com
About author Барекян Кристина Шотовна — сотрудник, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Ул. Волхонка, 12, Москва, Россия, 119019.
In the section Западное искусство Средних веков и Нового времени
Year 2014 Volume 4 Pages 194203
Type of article RAR Index UDK 739.51=161.1(061/068)»653»(48); 7.061; 7.033; 7.023.1-034 Index BBK 85.14
Abstract

В XIX в. в европейских бронзолитейных мастерских распространенной практикой стало копирование оригиналов произведений декоративно-прикладного искусства Средневековья. Особенно часто копированию подвергались бронзовые фигурные сосуды — акваманилы. Акваманилы, использовавшиеся в церкви для омовения рук священника перед мессой, были в ходу в средневековой Европе, преимущественно в Германии, с XII по XVI в. Эти сосуды в богатейшем многообразии форм отливались на высочайшем уровне в технике «вытесненного воска», так что каждый экземпляр имел уникальные очертания. Ситуация с копированием получила нежелательное развитие, когда копии, нередко со штампом мастерской, под видом оригиналов начали проникать в частные и музейные собрания. В большинстве случаев они не отличались высоким качеством исполнения, могли иметь стилистические оплошности, но недостаточной уровень осведомленности покупателя не позволял распознать копию. На примере конкретных предметов в статье сопоставлены средневековые оригиналы и копии XIX в. При этом автор формулирует ряд методов, использование которых позволяет отличить оригинальный акваманил от неоригинального. Помимо основательного знания оригиналов наравне с материалами каталогов литейных мастерских XIX в. необходимо принимать во внимание такие факторы, как способ изготовления сосуда, состав металла, его вес, характер патины и коррозии. Кроме того, в статье впервые публикуются два акаваманила в виде львов из коллекции ГМИИ А.С. Пушкина. На основании детального стилистического анализа сосудов автор делает предположение о неверности их музейной атрибуции. Один из акваманилов имеет целый ряд убедительных аналогий с бронзовыми изделиями XIII в., происходящими из Хильдесхайма, где располагалась одна из самых преуспевающих литейных мастерских средневековой Германии. Второй же, наделенный совершенно нехарактерными для средневекового акваманила особенностями и не имеющий аналогий в числе средневековых сосудов данной формы, предположительно, является имитацией более позднего происхождения.

Keywords
Reference Барекян К.Ш. Средневековый акваманил: оригинал и копия. Новый взгляд на атрибуцию акваманилов из коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 4. Eds: Svetlana V. Maltseva, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2014, pp. 194–203. ISSN 2312-2129.
Publication Article language russian
Bibliography
  • Морозова С.С. Скульптура в век историзма // Лики истории: каталог / ред. К. Искольдская. – М.: БуксМАрт, 2009. – 264 c.
  • Bloch P. Historische Kopien und neuzeitlichen Fälschungen mittelalterlicher Bronzen // Bronzen. Von der Antike bis zur Gegenwart: Katalog zur Ausstellung. – Berlin: Dietrich Reimer Verlag, 1983. ‒ S. 291–306.
  • Jopek N. «…getting rarer every day» // Bild und Bestie. Hildesheimer Bronzen der Stauferzeit: Katalog zur Ausstellung / hrsg. von Brandt M. – Hildesheim: Dom-Museum Hildesheim, 2008. ‒ S. 229–235.
  • Falke O., Meyer E. Romanische Leuchter und Gefäße, Gießgefäße der Gotik. ‒ Berlin: Deutscher Verlag für Kunstwissenschaft, 1935. – 228 S.
  • Mende U. Leuchterlöwe // Bild und Bestie. Hildesheimer Bronzen der Stauferzeit: Katalog zur Ausstel-lung. – Hildesheim: Dom-Museum Hildesheim, 2008. – 266 S.
  • Reifferscheid H. Über figürliche Giessgefässe des Mittelalters // Mitteilungen aus dem Germanischen Nationalmuseum. – Nürnberg, 1911. ‒ S. 3–93.
  • Scholten F. The Robert Lehman Collection: European Sculpture and Metalwork. – New-York: Metropo-litan Museum of Art, 2008. – Vol. 12. ‒ 274 p.
  • Werner O. Analysen mittelalterlicher Bronzen und Messinge II und III // Archäologie und Naturwis-senschaften. ‒ 1981. ‒ S. 106–170.
  • William D.W. A Lion Aquamanile in Cleveland // Festschrift für Hanns Swarzenski. – Berlin: Gebr. Mann Verlag, 1973. ‒ P. 253–260.