Title Границы жанра. Русская живопись конца XIX – начала XX века
Author email elya.elf@gmail.com
About author Ахмерова Эльмира Равилевна — cоискатель, МГУ имени М.В. Ломоносова. Ломоносовский проспект 27-4, ГСП-1, Москва, Россия, 119991
In the section Русское искусство XVIII - начала XX века
Year 2014 Volume 4 Pages 492498
Type of article RAR Index UDK 75.04 Index BBK 85.14
Abstract

Из отдельных типов картин, существовавших изначально самостоятельно, со временем в русском академическом искусстве сложилась своеобразная иерархия жанров, где все они располагались в определенном порядке в соответствии со своей важностью и сложностью исполнения — от натюрмортов до исторических картин. К концу XIX в. разделение на «высокие» и «низкие» жанры уходит в прошлое. Жанровая система испытывает влияние разных направлений и стилей: салонного искусства, реализма, эклектики, импрессионизма, символизма, модерна. Перемены были значительными. Некоторые жанры, например батальную картину, нам вообще не удается обнаружить в этот период. В творчестве крупнейших мастеров Серова, Врубеля, Борисова-Мусатова, Коровина границы между жанрами размываются, появляются как новые, так и сложные модификации существовавших ранее жанров. Структура и особенности жанровой системы русской живописи рубежа XIX–XX вв. являются темой настоящего исследования и определяют его актуальность. Интересно и симптоматично для изучаемого периода в искусстве то, что неуловимость жанровой принадлежности нисколько не умаляет художественного достоинства произведений, а скорее, наоборот, добавляет им очарования и притягательности. Именно эти картины составляют цвет русского искусства конца XIX – начала XX в.

Keywords
Reference Ахмерова Э.Р. Границы жанра. Русская живопись конца XIX – начала XX века // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 4. Eds: Svetlana V. Maltseva, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2014, pp. 492–498. ISSN 2312-2129.
Publication Article language russian
Bibliography
  • Алленов М.М. История русского искусства. Искусство XVIII – начала XX века. – М.: Белый город, 2006. – 503 c.
  • Брук Я.В. У истоков русского жанра. – М.: Искусство, 1990. – 268 с.
  • Леняшин В.А. Портретная живопись Серова 1900-х годов. Основные проблемы. – Л.: Художник РСФСР, 1980. – 260 с.
  • Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. – М.: Искусство, 1956. – 540 с.
  • Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX века. – М.: Искусство, 1991. – 396 с.
  • Поспелов Г.Г. О портрете Иды Рубинштейн Серова // Творчество. – 1983. – № 8. – С. 19–22.
  • Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. – М.: Аст-Пресс; Галарт, 2001. – 303 с.