Title Голландская изобразительная каллиграфия начала XVII века в контексте визуальной и письменной культуры
Author email vinnie_poohu@pisem.net
About author Чистова Любава Дмитриевна. Студент Европейского университета в Санкт-Петербурге, РФ
In the section Западное искусство XV-XX веков
Year 2013 Volume 3 Pages 418425
Type of article RAR Index UDK 76.01 Index BBK 85.03
Abstract

Основная тема данной статьи — голландская маньеристическая каллиграфия начала XVII в. Главная проблема, поднятая в исследовании, — связь и взаимодействие разных типов знаков — конвенциональных (буквы) и иконических (рисунки) — и связанных с этим визуальных эффектов. Автор статьи также касается вопросов возникновения этого жанра и причин его маргинальности. Тема статьи представляется крайне любопытной с семиотической точки зрения, с которой она никогда не рассматривалась. Тем не менее, именно семиотические методы позволяют иметь дело, как с текстом, так и с изображением, что делает их особенно ценными при работе с данным видом искусства

Keywords
Reference Чистова Л.Д. Голландская изобразительная каллиграфия начала XVII века в контексте визуальной и письменной культуры // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 3. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2013, pp. 418–425. ISSN 2312-2129.
Publication Article language russian
Bibliography
  • Панофски Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. ‒ СПб.: Андрей Наследников, 2002. ‒ 237 c.
  • Шапиро М. Некоторые проблемы семиотики визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа // Семиотика и искусствометрия. ‒ М., 1972. ‒ С. 136‒163.
  • Adams A.J. Disciplining the Hand, Disciplining the Heart: Letter-Writing Paintings and Practices in Seventeenth-Century Holland // Love Letters: A Theme in Dutch Seventeenth-Century Genre Painting: Exhibition Catalogue / ed. by P. Sutton. ‒ London: Frances Lincoln, 2003. ‒ P. 63‒76.
  • Broos B.P.J. The ‘O’ of Rembrandt // Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art. ‒ 1971. ‒ Vol. 4. ‒ No. 3. ‒ P. 150‒184.
  • Cicero M.T. Aratea, with extracts from Hyginus’s Astronomica in the constellation figures. Diocese of Reims, 9th century: Электронный ресурс. ‒ URL: http://www.bl.uk/catalogues/illuminatedmanuscripts/record.asp?MSID=6561&CollID=8&NStart=647 (дата обращения: 20.06.12).
  • Croiset van Uchelen A. Nederlandse Schrijfmeesters: Exhibition Catalogue (Meermanno-Westreenianum exhibition). ‒ Amsterdam: Rijksmuseum, 1978. ‒ 28 p.
  • Gombrich E.H. Art and Illusion. A Study in the Psychology of Pictorial Representation. ‒ London: Phaidon, 1960. ‒ 386 p.
  • Hendrix L., Vignau-Wilberg T. Mira Calligraphiae Monumenta: a Sixteenth-Century Calligraphic Manuscript Inscribed by Georg Bocskay and Illuminated by Joris Hoefnagel. ‒ Malibu: J. Paul Getty Museum, 1992. ‒ 412 p.
  • Melion S.W. Shaping the Netherlandish Canon: Karel Van Mander’s Schilder-Boeck. ‒ Chicago: University of Chicago Press, 1991. ‒ 359 p.
  • Morante P.D. Arte Nueva de Escribir. Madrid 1615: Degitized by biblioteka unversidad d Sevilia. ‒ URL: http://fondosdigitales.us.es/fondos/libros/799/9/nueva-arte-de-escreuir-inventada-con-el-fabor-de-dios (дата обращения: 20.06.12).
  • Nichols L.W. The “Pen Works” of Hendrick Goltzius // Philadelphia Museum of Art Bulletin. ‒ 1992. ‒ Vol. 88. ‒ No. 373–374. ‒ P. 4‒56.
  • Perret C. Exercitatio Alphabetica nova & utilissima. ‒ Antwerpen: C. Plantin, 1569. ‒ 34 p.
  • Roelands D. T’ Magazin oft ’ pac-huys der loff elycker penn-const; vol subtyle ende lustighe trecken percken beelden. ende figuren van menschen, van beesten, voghelen, ende visschen, ende noch meer van hondert onderscheyden gheschrift en verciert met divaersche capitalen oraculen, ende gulden sententien: alles tot profyt, oeff eninghe ende spore der const-lievende gheesten / engraver J. van de Velde, F. Schillemans. ‒ Vlissingen, 1616. ‒ 41 p.
  • Hondius J. Teatrum artis scribendi / calligraphists: Henrix S; Velde J. van de; Sambix F; Curione, etc. ‒ Amsterdam, 1594. ‒ 42 p.
  • Velde J.v.de (Elder). Deliciae variarum, insigniumque scripturarum / engraver: G. Gauw. ‒ Amsterdam: C. Claesz, 1605. ‒ 48 p.
  • Velde J. v.de (Elder). Spieghel der schrijfk onste: in den welcken ghesien worden veelderhande gheschrift en met hare Fondementen ende onderrichtinghe Wtghegeven / engravers: J. Matham, S. Frisius. ‒ Amsterdam: W. Jansz, 1605. ‒ 68 p.
  • Worthen A.N. Calligraphic Inscriptions on Dutch Mannerist Prints // Goltzius Studies: Collection of articles / ed. by R. Falkenburg, J.P. Filedt Kok, H. Leefl ang. ‒ Zwolle: Waanders, 1993. ‒ P. 261‒306.
  • Sambix F.v. Nouvel alphabet. ‒ Antwerpen: J. Trognese, 1585. ‒ 22 p.
  • Shearman J.K. Mannerism. ‒ Harmondsworth: Penguin, 1967. ‒ 216 p.
  • Specimens of calligraphy and natural history illustration: Digitized by Library of Royal Society, London. ‒ URL: http://ttp.royalsociety.org/silverlight/?id=975530aa-2911-478b-8593-031336b977a4 (дата обращения: 20.06.12).
  • Strick M. Tooneel der lofl ijcke Schrijfpen / engraver: Strick H. ‒ Delft ,1607.