Title Гезамткунстверк: к истории понятия в немецкой историографии
Author email grigoraschav@gmail.com
About author Григораш Алёна Владимировна. Аспирант кафедры истории искусств Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова
In the section Западное искусство XIX-XX веков и теория искусства
Year 2012 Volume 2 Pages 321326
Type of article RAR Index UDK 7.01; 7.072.2 Index BBK 85.03
Abstract

Целью данной статьи является обзор главных работ, связанных с проблемой гезамткунстверка от эпохи романтизма до наших дней. Гезамткунстверк является немецким понятием, которое не может быть идентично переведено на другие языки. В статье хронологически рассмотрены именно немецкоязычные исследования от Р. Вагнера, Ф. Ницше, Х. Зедльмайра, Б. Гройса до новейших работ после 2000 г.
 

Keywords
Reference Григораш А.В. Гезамткунстверк: к истории понятия в немецкой историографии // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 2. Eds: Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2012, pp. 321–326. ISSN 2312-2129.
Publication Article language russian
Bibliography
  • Иванова О.Н. Gesamtkunstwerk: культурно-философские основания, их репрезентация в теоретическом и художественном наследии Р. Вагнера. Автореферат диссертации. Кострома, 2007. С. 12.
  • Wagner R. Sämtliche Schrift en und Dichtungen. Bd. 3. Leipzig, 1911. S. 60–61.
  • Вагнер Р. Моя жизнь. Т. 2. М., 1911. С. 174–175.
  • Trahndorff K. Ästhetik oder Lehre von Weltanschauung und Kunst. 2 Bde., Berlin, 1827.
  • Ницше Ф. Рихард Вагнер в Байрейте // Он же. Несвоевременные размышления. СПб., 2012. С. 237–242, 273–349; Он же. Случай Вагнер // Он же. Полное собрание сочинений в 13 томах. М., 2009. Т. 5. С. 383–422; Он же. Ницше против Вагнера // Там же. Т. 6. С. 319–347.
  • Борьбу Ницше против Вагнера Мартин Хайдеггер считал необходимой для истории. О музыке Вагнера он упоминает в размышлениях о «неполном», «еще не завершенном нигилизме» Ницше. Опустевшее место христианского Бога после слов Ницше «Бог мертв» в сверхчувственном мире взывает к замещению чем-то иным. Этим иным, новым идеалом, и пытается стать музыка и теория Вагнера во второй половине XIX в. Совершенный нигилизм Ницще переоценивает и эти ценности, и сам принцип их избирания, который уже не есть безжизненный мир сверхчувственного. Для нашего понимания противоборства Ницше со своим бывшим кумиром необходимо понять мысли философа вне зависимости от представления о ценности, чтобы сделать наследие «последнего мыслителя метафизики» «предметом для вопрошания». Подробнее см.: Хайдеггер М.
  • Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. М., 1990. № 7. С. 143–176; Он же. Время картины мира // Он же. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. С. 41–63.
  • Поэзия французского символизма. М., 1993. С. 497.
  • Нордау М. Вырождение. Киев, 1892.
  • Лиштанберже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. М., 1997.
  • Лиштанберже ссылается на мнение своего современника, английского германиста с немецкими корнями Куно Франка, который увидел в творчестве Вагнера «самую патетическую прокламацию “художественного идеала будущего, этого коллективистического пантеизма”».
  • Зедльмайр Х. Утрата середины. М., 2008.
  • Adorno T., Eisler H. Komposition für den Film. Frankfurt am Main, 2006.
  • Der Hang zum Gesamtkunstwerk – europaische Utopien seit 1800. Frankfurt am Main, 1983.
  • Unsere Wagner: Joseph Beuys. Heiner Mueller. Karlheinz Stockhausen. Hans Juergen Syberberg. Essays. Frankfurt a.M.., 1984.
  • Гройс Б. Gesamtkunstwerk Сталин // Он же. Искусство утопии. М., 2003.
  • Feldmann T. Addition, Synthese und Utopie. Stationen des Gesamtkunstwerks zwischen Romantik und Postmoderne. Dissertation. Bochum, 2000.