Title Раннее творчество Валентина Серова в контексте европейской живописи на примере портрета Ольги Трубниковой 1886 г.
Author email malych02@mail.ru
About author Малышева Татьяна. Аспирант Вестфальского Вильгельм-университета, Мюнстер
In the section Русское искусство XIX - начала XX века
Year 2012 Volume 2 Pages 435440
Type of article RAR Index UDK 7.035(47+57); 7.036(47+57) Index BBK 85.03
Abstract

Портрет Ольги Трубниковой 1886 г. относится к первым произведениям Серова, созданным под впечатлением от работ европейских художников и вместе с тем демонстрирующим самостоятельные формальные и смысловые концепты. В этом контексте в статье представлены картины Рембрандта, Вермеера, Израэльса, Либермана и других, которые Серов мог видеть во время своего путешествия по Европе летом 1885 г. Также кратко освещена роль посещенных им городов в культурно-художественном развитии Европы конца XIX в.
 

Keywords
Reference Малышева Т. Раннее творчество Валентина Серова в контексте европейской живописи на примере портрета Ольги Трубниковой 1886 г. // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 2. Eds: Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2012, pp. 435–440. ISSN 2312-2129.
Publication Article language russian
Bibliography
  • Зильберштейн И.С., Самков В.А. В. Серов в переписке, документах и интервью. Т. 1. Л., 1985. С. 51–65; Грабарь И.Э. В.А. Серов. Жизнь и творчество. М., 1914. С. 64–66; Он же. В.А. Серов. Жизнь и творчество. М., 1965 (далее – Грабарь И.Э. В.А. Серов…). С. 61–67.
  • Москва, ОР ГТГ 49/16; Соколова Н.И. В.А. Серов. Переписка. М., 1937. С. 102; Зильберштейн И.С., Самков В.А. В. Серов в переписке… С. 64–65.
  • Грабарь И.Э. В.А. Серов… С. 70.
  • ГТГ. Каталог собрания. Живопись конца XIX – начала XX в. Т. 5. М., 2005. С. 326, № 1165.
  • Грабарь И.Э. В.А. Серов… С. 70; 313, прим. 78; 319, 391; Зильберштейн И.С., Самков В.А. Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Т. 1. Л., 1971. С. 94, прим. 101.
  • ГТГ. Каталог… Т. 5. С. 326, № 1166.
  • Письмо от 30.05.1885, Москва, ОР ГТГ 49/9 (Соколова Н.И. В.А. Серов… С. 85–87; Зильберштейн И.С., Самков В.А. В. Серов в переписке… Т. 1. С. 52–53); письмо от 1.08.1885, Москва, ОР ГТГ 49/12 (Соколова Н.И. В.А. Серов… С. 93; Зильберштейн И.С., Самков В.А. В. Серов в переписке… Т. 1. С. 59–61).
  • Серов упоминает в письме от 8.09.1885, что посетил Дрезденскую картинную галерею и «такую галерею» в Берлине: Москва, ОР ГТГ 49/16 (Соколова Н.И. В.А. Серов… С. 101–103; Зильберштейн И.С., Самков В.А. В. Серов в переписке… Т. 1. С. 64–65). Вероятно, имеется в виду Картинная галерея в Старом музее в Берлине,
  • открывшаяся в 1830 г.
  • Дерево (махагони), масло, 20 × 27 см, Берлинская картинная галерея, инв. 806, впервые упоминается в описи 1786 г.
  • ГТГ. Каталог… Т. 5. С. 326, № 1168.
  • ГТГ. Каталог собрания. Живопись второй половины XIX в. Т. 4.2. М., 2006. С. 190, № 437.
  • Грабарь подчеркивает в 1965 г., что в Амстердаме картины Вермеера произвели на Серова сильное впечатление. (Грабарь И.Э. В.А. Серов… С. 65). В письмах Серова Вермеер не упоминается, но, вероятно, он видел его работы хотя бы в одном из трех упомянутых музеев.
  • Холст, масло, 83 × 64,5 см., Дрезденская картинная галерея, инв. 1335.
  • Bujsen E. Die Wiederentdeckung des ‚jungen Vermeers‘ // Neidhardt U. Der frühe Vermeer. Dresden, 2010. S. 39–40.
  • Приобретена для саксонского курфюрста Августа III (1696–1763) как работа Рембрандта в парижской коллекции принца фон Кариньяна. В каталоге 1765 г. упоминается как написанная «в манере Рембрандта», после чего временно приписывалась Питеру де Хоху (1629–1648). См.: Neidhardt U. Katalog // Neidhardt U. Der frühe
  • Vermeer… S. 67–68; 131–132, N 4.
  • Холст, масло, 46,5 × 39 cм, инв. SK-C-251, Амстердам, Государственный музей; куплена в 1885 г. и была первой картиной Вермеера в собрании.
  • 18 Как Рембрандт (1606–1669), так и Вермеер (1632–1675) находились, в свою очередь, косвенным образом под воздействием Караваджо (1571–1610), чья световая концепция была им знакома через караваджистов Утрехта. См.: Hammer-Tugendhat D. Gott im Schatten? Zur Bedeutung des Lichts bei Caravaggio und Rembrandt // Licht, Glanz, Blendung: Beiträge zu einer Kulturgeschichte des Leuchtenden / Ch. Lechtermann, H. Wandhoff . Bern, 2008. S. 177–190.
  • ГТГ. Каталог собрания. Живопись второй половины XIX в. Т. 4.1. M., 2001. С. 218, № 482.
  • ГТГ. Каталог... Т. 5. С. 330, № 1181.
  • Холст, масло, 55 × 49,5 cм, Германия, частное собрание.
  • Hamann R. Nähmädchengenre // Hermand J. Naturalismus. Berlin, 1959. S. 160; Fritz von Ude. Vom Realismus zum Impressionismus / D. Hansen. Ostfi ldern, 1999. S. 78–79, N 8.
  • Von Keyserling E. Fritz von Uhde // Kunst und Künstler. 1905. Bd. 3. S. 269.
  • Холст, масло, 60 × 48 см, частное собрание.
  • Подобным образом Удэ использует мотив окна и в других картинах: «Старшая сестра» (1884), «Читающая девочка с кошкой» (1885), «Швея у окна» (1890) и т. д.
  • В 1869 г. Кёппинг поступает в Академию художеств Мюнхена, в 1890 г. становится профессором Берлинской Академии художеств. См.: Vollmer H. Köpping, Karl // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler. Bd. 21.Leipzig, 1927. S. 174–175; Kühnel A. Koepping, Karl // Th e Dictionary of Art / Ed. J. Turner. New-York, London, 1996.
  • Vol. 18. P. 237.
  • С. Ахенбах предполагает в своей диссертации, что первый офорт Либермана «Дети» (1876) был создан под руководством Кёппинга (Achenbach S. Die Druckgraphik Max Liebermanns. Heidelberg, 1974. S. 25). В 1889 г., по просьбе Антонина Пруста, Кёппинг вместе с Либерманом и Кюлем отвечает за организацию независимого
  • немецкого отдела на Всемирной выставке в Париже. См.: Kühnel A., Koepping... С Удэ и Кюлем Кёппинг знакомится, предположительно, в Париже в конце 1870-х – начале 1880-х гг.: Кюль живет здесь с 1878 г., Удэ приезжает сюда в 1879 г. по приглашению Мункачи. См.: Küster U. Fritz von Uhde – Biographie // Fritz von Ude… 1999. S. 191;
  • Hülsewig-Johnen J. Im Haus // Hülsewig-Johnen J., Kellein Th . Der deutsche Impressionismus. Köln, 2009. S. 26.
  • «Handzeichnungen, Radierungen, Lithographien moderner Meister aus dem Nachlasse des im Jahre 1914 verstorbenen Prof. Karl Koepping, Berlin und anderem Besitze» были распроданы 25.10.1915 г. галереей F.A.C. Prestel (осн. в 1774 г., Франкфурт на Майне). В каталоге упоминаются Боннар, Гоген, Гойя, Делакруа, Добиньи, Домье,
  • Дени, Израэльс, Клингер (№ 645–694), Кольвиц, Коринт, Коро, Либерман, Мане, Матисс, Милле, Орлик, Писсаро, Родэн, Слефогт, Тома (№ 1020–1039), Тулуз-Лотрэк, Фантэн-Латур, Уистлер (№ 1112–1128), Цорн (№ 1151–1060) и Энсор. Однако четкое разделение между коллекцией Кёппинга и «прочей собственностью» отсутствует;
  • также остается неясным, когда были куплены эти работы. Поскольку в названии аукциона ударение ставится на Кёппинга, вероятно, большинство работ принадлежало ему.
  • Либерману живопись Голландии служит важным источником вдохновения. Возможно, одним из прототипов его «Швеи у окна» (1880) была «Кружевница» (1669/70) Вермеера, купленная Лувром в 1870 г. См.: Раннее творчество Валентина Серова в контексте европейской живописи на примере портрета..Howoldt J.E. Stille Arbeit // Howoldt J.E., Frenssen B. Max Liebermann – der Realist und die Phantasie. Hamburg, 1997. S. 132–133. О первой встрече с Йозефом Израэльсом: Andratschke Th . Die Bedeutung Hollands für Leben und Kunst Max Liebermanns // Uitgevers W., Grape-Albers H., Van Maarseveen M. Max Liebermann und die Holländer. Zwolle, 2006. S. 18.
  • Холст, масло, 85 × 117,5 cм, Будапешт, Музей изобразительных искусств. Dekkers D. Jozef Israëls: een succesvol schilder van het vissersgenre. Leiden, 1994. S. C255–C260, № 14; Dekkers D. Jozef Israëls: 1824–1911. Zwolle, 1999. S. 164–166, N 20.
  • Холст, масло, 59 × 78 cм, Москва, ГМИИ им. Пушкина, инв. 3510.
  • Dekkers D. Jozef Israëls… S. C260; Senenko M. Th e Pushkin State Museum of Fine Arts. Collection of Dutch Painting. XVII–XIX Centuries. Moscow, 2009. P. 443, N 3510.
  • Nouwen M. Malheimat Holland // Howoldt J. E., Frenssen B. Max Liebermann… S. 19.
  • De Leeuw R. Jozef Israëls and Rembrandt // Dekkers D. Jozef Israëls… S. 42–53; Nouwen M. Malheimat Holland… S. 19.
  • 42 × 23 см, Толедо, Музей изобразительных искусств. Передана музею в 1925 г. Эдвардом Друммондом Либби (1854–1925), дата приобретения неизвестна. Созданная по ней картина находилась у Джеймса Стаатса Форбса (1823–1904), потом у И. Лейдена Форда. См.: Kloosterboer M. Th e New Flower, 1880 // Dekkers D. Jozef
  • Israëls… S. 306–307, N 84.
  • Письмо из Гааги от 1.08.1885, Москва, ОР ГТГ 49/12 (Соколова Н.И. В.А. Серов… С. 93–94; Зильберштейн И.С., Самков В.А. В. Серов в переписке… Т. 1. С. 59–61). Дочь Серова Ольга также вспоминала, что «папа находил, что мама похожа на голландку» (Серова О.В. Воспоминания о моем отце Валентине Александровиче
  • Серове. М. –Л., 1947. С. 14).
  • Письмо из Гааги от 1.08.1885, Москва, ОР ГТГ 49/12 (Соколова Н.И. В.А. Серов… С. 93–94; Зильберштейн И.С., Самков В.А. В. Серов в переписке… Т. 1. С. 59–61).