Title О проблеме южнославянских влияний на монументальную живопись Новгорода XIV в.
Author email lennnnna@rambler.ru
About author Немыкина Елена Александровна. Студентка кафедры истории русского искусства отделения искусствоведения исторического факультета СПбГУ.
In the section Средневековое искусство восточнохристианского мира
Year 2011 Volume 1 Pages 109114
Type of article RAR Index UDK 75.052 Index BBK 85.147
Abstract

К проблеме южнославянских влияний на монументальную живопись Новгорода второй половины XIV в. обращались ученые и исследователи, начиная с середины XX в. Но конкретных параллелей в балканской живописи, которые смогли бы объяснить весь круг отличительных черт, характерных для художественного искусства Новгорода второй половины XIV в., найти так и не удалось. Кроме того, возникло множество предпосылок к более подробному рассмотрению возникновения этих и других сюжетов из греческой живописи. До сих пор в науке не сформировалось единого мнения о том, что именно следует понимать под самим понятием «южнославянское влияние» на уровне иконографии, стилистики, хронологии, терминологии и содержания образов. 

Keywords
Reference Немыкина Е. А. О проблеме южнославянских влияний на монументальную живопись Новгорода XIV в. // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 1. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2011, pp. 109–114. ISSN 2312-2129.
Publication Article language russian
Bibliography
  • Айналов Д. В. Византийская живопись XIV столетия // Записки классического отделения Русского Археологического общества (РАО). Т. IX. Пг., 1917. С. 128.
  • Вздорнов Г. И. Живопись // Очерки русской культуры XIII–XV вв. Ч. 2. М., 1970. С. 300.
  • Греков А. П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. М., 1987. С. 16–17.
  • Дмитриева С. О. Образы святых воинов в росписи храма Спаса Преображения на Ковалеве в Новгороде (1380) // Искусствознание. № 1. 2004. С. 223.
  • Каргер М. К. Новгород. Л., 1980. С. 209.
  • Лазарев В. Н. Ковалевская роспись и проблема южнославянских связей в русской живописи XIV века // Ежегодник Института истории искусств (ИИИ). Архитектура и живопись. 1957. М., 1958.
  • Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV–XV вв. М., 1987. С. 11–18, 38.
  • Малков Ю. Г. О датировке росписи церкви Архангела Михаила «на Сковородке» в Новгороде // Древнерусское искусство: Живопись XIV–XV вв. М., 1984. С. 222.
  • Мирковић Л. Да ли се фреске Маркова манастира могу тумачити Житиjем Св. Василиjа Новог // Старинар. Београд, 1961. С. 78.
  • Осташенко Е. Я. Русское искусство XIV — начала XV века и византийское искусство эпохи Палеологов. К проблеме соотношения развития стиля // Византийский мир: Искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005.
  • Полное собрание русских летописей. Новгородская третья летопись. Т. 3. СПб., 1841. С. 231.
  • Попова О. С. Древнерусская живопись и Византия // Искусство средневековой Руси. М., 1999. С. 44.
  • Пуцко В. Г. Икона «Предста Царица» в Московском Кремле // Зборник за ликовне уметности. V. Нови Сад, 1969. С. 73.
  • Радоjчић С. Фреске Марковог манастира и живот Св. Василиjа Новог // Зборник радова. Византолошки институт. Кн. IV. Београд, 1956.
  • Сарабьянов В. Д. Иконографическая программа росписей собора Снетогорского монастыря (по материалам последних раскрытий) // Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь. М., 1999. С. 230.
  • Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007. С. 344.
  • Царевская Т. Ю. Церковь Рождества Христова «на Красном поле» близ Новгорода. М., 2002. С. 63.